Описание конструкции
На мотоциклы данной марки устанавливается четырёхцилиндровый четырехтактный двигатель
объемом 399 см. куб в модификации NC23E. Мощность двигателя – 53 л.с при 11000 оборотов в минуту, крутящий момент 37 Нм. Двигатель рассчитан на бензин с октановым числом не ниже 95. Имеет рядное расположение цилиндров, с принудительным водяным охлаждением. Двигатель сблокирован в картере с коробкой передач. Коленчатый вал имеет составную и неразборную конструкцию. Ход поршня – 42 мм, диаметр цилиндра – 55 мм, степень сжатия 11.3. Цилиндры выполнены из сплава алюминия и в них влиты чугунные гильзы.
Проверка компрессии в цилиндрах.
Внимание: перед тем как начать проверку необходимо проверить двигатель и полностью зарядить аккумулятор.
Перед началом нужно снять топливный бак, отсоединить низковольтные провода от катушек зажигания.
Снятие начинается с выворачивания свечей всех цилиндров. Далее нужно вставить наконечник комплессометра в свечные отверстие проверяемого цилиндра и плотно прижимаем, чтобы исключить возможность прорыва газов.
Следующим шагом будет полностью открыть дроссельные заслонки, путем поворота рукояти управления на себя и до упора. Проворачиваем коленвал стартером в течении пары секунд и измеряем компрессию.
Данную операцию проводим для каждого из цилиндров. Значение компрессии для каждого из цилиндров не должно отличаться более чем на 1 Бар. Рекомендуемое значение 11-15 Бар.
Головка блока цилиндров. Проверка и регулировка тепловых зазоров клапанов.
Данная проверка и регулировка проводится каждые 24 000 км. пробега. Перед ее началом нужно снять крышку головки блока цилиндров.
Используя шестигранник на 10 снимаем заглушку правой крышки картера.
Торцевым на 14 вращаем коленвал за болт ротора генератора, пока кулачок привода измеряемого клапана не перейдет в положение «закрыто». Зазор А изменяется между толкателем и кулачком.
Измеряем зазор.
Записываем величину зазора для каждого из клапана.
Если зазоры находятся в пределах допустимых значений, работа завершена. В противном случае необходимо выполнить регулировку используя шайбы различной толщины.
Снимаем распред. валы и вынимаем толкатели из гнезд головки блока цилиндров. После чего вынимаем регулировочные шайбы.
Используя микрометр нужно замерить реальную толщину шайбы.
После этого проводим замену на новую шайбу.
Устанавливаем на место толкатель, повторяем процедуру для каждого из клапанов.
Устанавливаем распределительные валы, крышки подшипников скольжения.
Используя торцевой ключ на 14 проворачиваем коленвал двигателя на 3-4 оборота.
Дальнейшая сборка двигателя проводится в обратной последовательности.
Снятие и установка головки блоки цилиндров.
Данная процедура необходима при ремонте клапанного механизма или деталей газораспределительного механизма.
Перед снятием головки блока цилиндров необходимо снять топливный бак, катушки зажигания, термостат и патрубки, систему выпуска отработавших газов, планку карбюраторов. Кроме того, необходимо слить охлаждающую жидкость, и отсоединить от штуцеров шланги охлаждения и трубку системы вентиляции картера.
Снятие
Используя торцевой ключ на 10 нужно отвернуть болты крепления крышки головки блока цилиндров, после чего снимаем крышку с прокладкой. После этого тем же ключом на 10 необходимо отвернуть все 16 болтов крепления крышек подшипников распределительных валов.
Далее снимаем успокоитель цепи и снимаем крышку подшипников валов.
Тем же торцевым ключом на 10 откручиваем и снимаем заглушку натяжителя ГРМ. После этого снимаем цепь со звездочки и вынимаем вал.
Операцию необходимо провести для второго вала.
Следующим шагом будет осмотр валов. На кулачках и опорных шейках не должно быть никаких механических повреждений, а также заметных следов выработки.
Номинальная высота кулачков 32,180-32,420 мм, а предельная 32,130.
Номинальный диаметр опорных шеек 22,959-32,420 мм, а предельный 22,950 мм.
При наличии повреждений необходимо заменить.
Используя пассатижи вынимаем из гнезд толкатели клапанов.
Наиболее часто регулировочные шайбы тепловых зазоров клапанов прилипают ко дну толкателя на слое масла и снимаются вместе с ним.
Важно проследить, что бы шайбы не остались в гнезде упорной тарелки клапана.
Используя шестигранник на 8 снимаем гайки крепления блока цилиндров.
Используя торцевой ключ на 10 снимаем болты крепления головки цилиндра, после чего снимаем и саму головку с блока цилиндров.
Снимаем прокладку с головки.
Счищаем с посадочных плоскостей головки и блока остатки прокладки.
После этого осматриваем внутренние части головки.
Установка
Перед началом обратной установки необходимо продуть все каналы, установить новую прокладку, установить головку на место, завернуть все гайки. Затянуть болты с моментом 12 Нм.
После этого в несколько приемов затягиваем болты крепления головки в последовательности, которая указана на фото. Затягивается моментом 29 Нм.
Из толкателя извлекаем регулировочную шайбу после чего устанавливаем ее в гнездо упорной тарелки пружины клапана.
Устанавливаем толкатель на место.
Смазываем плоскости толкателей моторным маслом, после чего выворачиваем заглушки правой крышки картера. Вращая коленвал за болт генератора торцовым ключом на 14 по часовой стрелке совмещаем метку «Т» с соответствующим значком на крышке двигателя.
Смазываем постели распределительных валов моторным маслом.
Устанавливаем распределительные валы. Метки на звездочках распред. валов должны быть расположены в одной плоскости.
Смазываем опорные шейки распред. валов.
Устанавливаем крышки подшипников на место. Важно не перепутать их местами.
Заворачиваем болты крепления крышек подшипников. Используя метки контролируем правильность установки распределительных валов.
Отворачиваем 4 центральных винта крепления крышек подвижников скольжения и устанавливаем на место успокоитель цепи ГРМ.
Моментом 12 Нм затягиваем болты крепления крышек подшипников распред. валов.
Устанавливаем на место крышку головки блока цилиндров в сборе с прокладкой. Заворачиваем болты крепления крышки головки блока цилиндра, после чего затягиваем моментом силы 10 Нм. в порядке, указанном на фото.
Дальше проводим сборку в обратной последовательности.
После 500-600 км пробега необходимо вновь снять крышку головки цилиндра и подтянуть их моментом силы 29 Нм.
Снятие, установка, притирка клапанов.
Снятие клапанов необходимо проводить только на снятой головке блока цилиндров.
Если клапаны негерметично прилегают, то они подлежат обязательной притирке. Для того, чтобы проверить герметичность клапанов необходимо установить головку блока цилиндров на горизонтальную ровную поверхность и заполняем камеры сгорания керосином до краев. В случае понижения уровня керосина в течении трех минут необходимо провести притирку клапанов.
Клапан необходимо заменить, если он сильно поврежден или деформирован.
Используя металлическую щетку необходимо очистить клапаны от нагара, предварительно размочив его очистителем карбюратора, или обычным растворителем.
Используя любой подходящий съемник клапанов, необходимо сжать пружину.
Используя пинцет необходимо извлечь сухари, после чего снимаем верхнюю тарелку пружины клапана и снимаем пружину клапана.
Далее необходимо извлечь нижнюю тарелку клапана.
Отверткой с тонким лезвием необходимо поддеть и снять маслосъемный колпачок и вынимаем клапан.
После этого, предварительно размочив нагар на внутренней поверхности тарелки капана и его седле очистителем карбюратора или растворителем, необходимо очистить нагар щеткой.
Далее подбираем подходящий по диаметру к стержню клапана пластиковый или резиновый шланг, или трубку, а также сверло или инструментальный наконечник примерно того же диаметра.
На рабочую кромку клапана необходимо нанести притирочную пасту, после чего смазать седло клапана моторным маслом.
Устанавливаем капан на свое родное место, после чего необходимо надежно закрепить инструментальную насадку в патрон дрели или шуруповерта.
Принято, что для качественной притирки одного клапана необходимо всего 5-7 минут обработки на каждом из этапов.
Кроме того, существует и альтернативный способ удерживания клапана при притирке. Для этого нежно купить присоску необходимого диаметра. Присоска закрепляется в патроне дрели, а другой стороной крепится к тарелке клапана. Перед тем как начать сборку узла нужно максимально тщательно промыть и продуть головку цилиндра и клапаны во избежание попадания притирочной пасты в направляющие клапаны.
Натяжение цепи ГРМ. ЕЕ снятие, проверка, установка.
Снятие начинается со снятия планки карбюраторов.
Используя торцевой ключ на 10 необходимо ослабить пробку первого винта натяжителя ГРМ, после чего используя ключ на 8 снимаем 2 оставшихся болта крепления к блоку цилиндров.
Извлекаем натяжитель из блока цилиндров.
Проверка
Используя шлицевую отвертку с тонким лезвием необходимо повернуть винт против часовой стрелки, после чего шток натяжителя должен утопиться в корпус.
В выдвинутом положении шток не должен утапливаться при нажатии на него, и должен выдвигаться под действием пружины из утопленного положения.
Установка
Перед тем, как начать сборку необходимо счистить с корпуса натяжителя и посадочного отверстия на двигателе остатки старой прокладки. Далее используя шлицевую отвертку необходимо повернуть винт внутри натяжителя против часовой стрелки, после чего установим шток натяжителя.
Надеваем новую прокладку на корпус натяжителя, после чего устанавливаем его на двигатель. Затягиваем крепежные винты.
Механизм привода стартера, его сборка и разборка.
Разборка
Используя ключ на 8 необходимо отвернуть семь болтов крепления крышки двигателя.
Снимаем крышку, после чего очищаем поверхность крышки и картера от остатков прокладки.
Удерживая от проворачивания обгонную муфту и зафиксировав ее жалом отвертки, которое вставлено между шестерен и ключом на 14 необходимо отвернуть крепления обгонной муфты к первичному валу коробки передач.
Снимаем храповик с вала коробки передач, после чего снимаем обгонную муфту в сборе с ведомой шестерней стартера.
Снимаем ведущую шестерню стартера с оси.
Сборка проводится в обратном порядке, болты крепления обгонной муфты закрепляются моментом 83 Нм.